авторизация
пользователь
пароль
Портал «Мир пчеловодства»
Партнёры сайта — Актуальное в пчеловодстве

Рекомендуем посетить сайт о пчеловодстве apiworld.ru. На сайте публикуются актуальные новости, обзоры и статьи.

подробнее...


Главная / История пчеловодства / История пчеловодства в разных странах
23.06.2011

История пчеловодства в разных странах

История пчеловодства в разных странахИспользование пчел человеком уходит своими корнями к становлению самого человека, без разницы, когда оно произошло. Гуманное обхождение с пчелами, имеется в виду отбор меда без уничтожения пчелиной семьи, намного моложе, хотя тоже трудно сказать, когда человек перешел к нему.



Древний Восток

В «литературе» пчела впервые упоминается у восточных народов. В древнеиндийских мифах, «Ведах» (более 4000 лет назад), многократ¬но упоминаются пчела и мед. Боги там носят имя «Мадара», что означает «рожденные из нектара». В древнеегипетских папирусах также часто упоминается пчела. Создается впечатление, что египтяне уже много знали о пчелах, поскольку изображение пчелиной матки в египетском иероглифическом письме является символом власти, Египта и царя Египта, в то время как изображение пчелы используется для обозначения самой пчелы или меда. Совершенно точно, что древние египтяне занимались пчеловодством уже в 2000 году до Рождества Христова. Ульи представляли собой плетеные трубы, обмазанные глиной или обожженные глиняные емкости, как и в настоящее время. В Священном Писании евреев о меде говорится много раз. Иоанн питался кузнечиками и медом диких пчел. В Талмуде содержатся сведения о развитии и роении пчел, а также описываются различные жилища пчел из соломы и тростника. В Коране мусульман пчела тоже не осталась без внимания.

Греки и римляне

При высоком уровне культуры этих народов неудивительно, что к пониманию природы пчел примешивалось много фантазии. Однако следует выделить человека, имевшего ярко выраженную склонность к естественным наукам. Великий греческий ученый Аристотель (384—322 гг. до н.э.) в своей «Науке о животных», книги V и IX, повествует о пчелах. Аристотель уже знает о существовании трех пчелиных особей и о их функциях, он подозревает о существовании разделения труда, пишет об основных болезнях пчел и о значении пыльцы и меда как корма пчел. Эти знания он не мог приобрести без использования подходящего жилища пчел, возможно, что даже с под¬вижными сотами. При всей фундаментальности его знаний ему можно простить некоторые фантастические представления: «Мед осаждается из воздуха» или «Воск происходит из цветов». Практическое пчеловодство, по историческим свидетельствам, в этот период уже существовало как часть домашнего хозяйства и садоводства.

Римское пчеловодство, без сомнения, многое позаимствовало из греческого. Ко времени Рождества Христова есть много римских авторов, пишущих о пчелах в рамках многотомных трудов по сельскому хозяйству (Варро, Колумелла, Вергилий, Сенека, Плиний и др.). Но большей частью они повторяют Аристотеля или фантазируют. Особой популярностью пользуется сравнение устройства пчелиной семьи с человеческим обществом. Особо искусно это делает в стихах Вергилий. Колумелла в одной из своих 12 книг, посвященных сельскому хозяйству («De re rustica»), подробней всех описывает римское пчеловодство. Из его труда можно очень много узнать о разнообразнейших жилищах пчел, которые существовали к тому времени.

Древние германцы

Авторов, которые могли бы сообщать о пчеловодстве, как в Древнем Риме, на севере нет. Самые древние письменные свидетельства, касающиеся пчел, находятся в дошедшем до нашего времени законодательстве. Так, в законах западных готов (470 г.) регулируется право собственности на пчелиные рои, а в законах славян (490 г.) определяются наказания за воровство пчел. Когда римляне сообщают о состоянии пчеловодства у германо-славянских народов, речь в основном идет о лес-ном пчеловодстве. Сначала пчеловодство ограничивалось разграблением гнезд диких пчел, прежде чем дело дошло до щадящей пчел технологии бортевого пчеловодства. Колодное пчеловодство тоже было известно, а западные германцы, кроме колоды, использовали и соломенные ульи. Особое значение уже в древние времена имел алкогольный напиток мед, который можно рассматривать как германо-славянский продукт.

Бортевое пчеловодство

Наука и литература Средневековья (500—1500 гг.) не слишком богата сведениями о пчелах. Поскольку ничего не сочиняли, то пользовались информацией Аристотеля. А вот практическое пчеловодство усиленно развивалось с ростом влияния христианской церкви, имевшей большую потребность в воске. Монахи сами занимались разведением пчел в монастырских садах и обучали этому искусству окрестное население. Монастырские крестьяне должны были платить часть повинности медом и воском.
Карл Великий, который уделял большое внимание сельскому хозяйст¬ву своего государства, всячески способствовал развитию пчеловодства. От своих вассалов он требовал того же. Каждый крестьянин должен был держать 4 пчелиные семьи. За каждую пчелиную семью свыше десяти он получал один гульден.

На обширных лесных территориях Северной и Северо-Восточной Европы была развита своя форма пчеловодства: лесное пчеловодство. При этом речь уже не идет о беспощадной охоте за медом диких пчел, а о высокоразвитом бортевом пчеловодстве, которое практиковалось наряду с пасечным пчеловодством. Для содержания пчел делали борть, выдалбливая дупла в стволах деревь¬ев, которые располагались на высоте 3—4 м над землей и имели леток, направленный на юг или юго-восток. Противоположное отверстие дупла закрывалось доской. В борти сажали рои, или они поселялись там сами. Для работы с пчелами пользовались лестницами или веревками, с по¬мощью которых поднимались на нужную высоту. При отборе меда соты выламывали из гнезда с помощью длинного деревянного шпателя. При этом часть запасов оставляли пчелам, чтобы они не погибли от голода. Вершины деревьев, использовавшихся под борть, срезали. Некоторые регионы особенно славились бортевым пчеловодством, например Нюрнбергский лес, Фихтель-Гебирге, Герлицкая пустошь. Речь чаще шла об императорских или княжеских владениях, к которым относились и бортные угодья. Работавшие на них бортники должны бы¬ли отдавать часть меда и воска своему государю. Право пользования бортными угодьями обычно передавалось по наследству. Если по воле государя вырубалось бортное дерево, то бортник получал колоду или мог устроить новую борть. Смотритель лесов, который возглавлял и общину бортников, помечал бортные деревья особыми знаками (кресты, треугольники и т. п.).

Бортники пользовались особыми привилегиями. Только они могли держать пчел в лесах. Они находились на службе и имели право носить арбалет, но в случае войны должны были являться в войска императора. Бортники имели свой суд. Бортное право, было очень суровым. В кодексе законов о бортном праве от 1398 года, действовавшем на терри-тории Фихтель-Гебирге, записано следующее: «Тот, кто пользует чужих пчел, должен преследоваться за это, как за преступление против церкви. Кого застанут поднимающимся на борть или спускающимся с нее, должен заплатить 10 фунтов геллеров. То же самое касается того, кто возьмет упавшую борть, кто рубит липы и ивы в бортных угодьях, кто унесет рой». В других областях за воровство пчел наказы¬вали смертью через повешение. Истоки бортевого пчеловодства прослеживаются в X веке. В XIV и XV веках бортевое пчеловодство переживало свой расцвет. На востоке Европы оно процветало дольше, чем в Германии.



(Голосов: 1, Рейтинг: 3.2)
Продажа меда оптом, в розницу по всей России
Лекарственные препараты для пчел
  1. Нужна ли помощь государства пчеловоду?
Яндекс.Погода